1.Законодательство в области БПЛА (БВС)

«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения»
(варианты: «Суровость / несовершенство закона российского умаляется / компенсируется возможностью его неисполнения»;
«В России свирепость / жестокость законов умеряется их повсеместным неисполнением») — популярное крылатое выражение русского языка, приписываемое нескольким русским писателям XIX столетия, но в данном виде (так же, как и фразы «пьют и воруют», «дураки и дороги») отсутствующее в корпусе их сочинений. Ходячее выражение, которое в силу отсутствия авторского оригинала стало вариативным.

 

Однако, существующая реальность может кардинально расходиться с законодательством и ничего удивительного нет в "перегибах на местах", тем более в данное время. Практический опыт столкновения с реальностью описан в телеграмм канале: Изъятие дрона

И подобные случаи в последнее время не редкость. Дроны, квадрокоптеры изымали у волонтеров везущих гумунитарные грузы на ленточку. Беспредел или веяния реальности - судебные тяжбы пока не окончены. Как будет финал - обновлю информацию.


Если же говорить о теории владения, применения, купли-продажи БПЛА, то следует знать:

!!! ЛЮБОЙ полет дрона является использованием воздушного пространства !!!

Главный закон в котором прописаны БПЛА, а точнее БВС - в российском законодательстве летающие беспилотные дроны, летательные аппараты именуются БВС - Безпилотное Воздушное Судно:

"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 04.08.2023) - он же Федеральный Закон номер 60

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для операторов, владельцев дронов и даже просто перевозящих девайсы должна быть интересна статья Кодекса:

Статья 33 - Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

Следует обратить внимание на различия между РЕГИСТРАЦИЯ и УЧЕТ /лирическое отступление - недалекость некоторых инфоцыган от БПЛА создающих методички и вещающих лекции на сотни слушателей/

Регистрации подлежат БВС с максимально взлетной массой более 30 кг. /подпункт 1 пункта 1 ст. 33 Воздушного кодекса/

Правила регистрации прописаны в Приказ Министра обороны РФ от 28.11.2002 N 460 (ред. от 16.03.2009) "Об утверждении Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.03.2003 N 4293)

В нашем случае, большинство же квадрокоптеров попадает под действие пункта 3.2 тридцать третьей статьи Воздушного Кодекса:

Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов,.... ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 N 658 (ред. от 12.08.2022) "Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации"

И ещё ссылка на постановление №658 - на государственный сайт

 

Резюмируя: Дроны ДО 150 грамм не подлежат ни учету, ни регистрации. Мобула-6 (Happymodel Mobula) или Mobeetle и им подобные зубочистки Tinywhoop не требуют никаких юридических действий. Купили, играйтесь, веселитесь.

Размер таких дронов 2-3 дюйма и вес не превосходит сто грамм вместе с батарей. Габаритный размер около 10*10 см. На подобных дронах можно оттачивать своё мастерство полетов перед переходом на более серьезные квады. Время полете от одной батарейки 1-2S редко превышает пять минут.

НО! соблюдайте правила техники безопасности. Стограммовый дрон, с разгону, может как поранить человека, так и повредить имущество. Даже в помещении может столкнуть вазу или дорогостоящее техническое устройство. И за это по-закону придется отвечать. Правохранители могут инкриминировать как хулиганские действия, так и ущерб в приличном размере.

Квадрокптеры же весом более 150гр. - к ним относится подавляющее большинство квадрокоптеров покупаемы или собираемых - подлежат государственному УЧЕТУ. Самый простой опробованный способ - через портал ГосУслуги. Заходите по ссылке https://www.gosuslugi.ru/405742, авторизуетесь и подаете заявление.

Подробнее про УЧЕТ БПЛА по ссылке ЗДЕСЬ

Итак у нас есть зарегистрированный квадрокоптер с взлетной массой свыше 150 гр. и не тяжелее 30 кг. Что же нам можно с ним делать?

В настоящий момент практически во всех регионах России приняты постановления о зепрете полетов беспилотников. Я реально потратил несколько часов, но в интернете кроме комментариев пресс-службы не нашел постановление Губернатора Московской области - наверное оно существует, но где-то и как-то прячется. Будем считать, что запрет существует. И летать могут только МЧС и другие силовые ведомства для выполнения функций правопорядка и безопасности граждан.

Теория же законодательства такова:

Согласно Постановлению Правительства, для полетов БВС с максимальной взлетной массой до 30 кг не требуется предоставлять план полета и получать разрешения на использование воздушного пространства. Условия использования дронов при этом строго регламентированы:
полет должен выполняться в пределах прямой видимости (визуальный полет), в светлое время сутокна высотах менее 150 метров от поверхности земли или воды.

Полеты должны проходить:
вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон и зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий (в законе есть отсылка на Федеральный закон "О Государственной охране");
на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Так же следует понимать, что даже если полёт БВС осуществляется в полном соответствии с законом, это не означает, что можно снимать любые объекты и людей.
Необходимо помнить правила о неприкосновенности частной жизни, а также избегать публикации фото и видеоматериалов, в которых конкретный человек является основным объектом съёмки, согласия на которую он не давал. Кроме того, нужно избегать ситуаций, когда БВС может даже случайно оказаться рядом с объектом, сведения о котором являются государственной тайной.

Однозначно не следует летать над пороховыми заводами и местами дислокации вооруженных людей. И неважно охотники это или военные.

И всё же юридические "ловушки" традиционно существуют - можно ли считать полет FPV-дрона как полет в условиях визуального полета.

В законе есть четкое определение: "визуальный полет беспилотного воздушного судна" - полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном;

Можно ли считать второго номера в расчете операторов БПЛА "внешним пилотом" - он же может поддерживать визуальный контакт, несмотря что первый пилот управляет коптером по приборам - видимо оставим на откуп юристам и адвокатам.

Если же строжайше по букве заона, то: Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов. Пункт 52 правил. - Оператор FPV находясь в очках или шлеме поддерживает контакт с БВС посредством прибора. И значит должен получить разрешение на полеты и соответствовать режимам и ограничениям.

Никого не призываю дергать гадюку за хвост...

Однако для юристов вопросец под катом:

На заседании Оперативного штаба Московской области в апреле было принято решение о запрете выдачи разрешений на полеты беспилотных летательных аппаратов над территорией Подмосковья

В Законе и постановлениях Правительства скзано о БВС. Ни о каких "беспилотных летательных аппаратах" не сказано.

На учет законно поставлено воздушное судно.

Законно ли, если явно не запрещено, использовать БВС указанные в законе?

 

Теперь о неприятном - наказаниях и штрафах.

ст. 11.4 КоАП - . Нарушение правил использования воздушного пространства - штрафы до 50 тыс. руб. за нарушения Воздушного Кодекса.

Кроме того могут быть наложены административные штрафы за причинение, в результате несанкционированного полета беспилотника, легкого либо средней тяжести вреда здоровью по неосторожности - штраф: для физических лиц до 2,5 тыс. рублей

Если же приченен тяжкий вред здоровью - согласитесь, что тяжелый дрон упавший на голову хрупкой женщине может нанести серьезные повреждения, не говоря уж о детях - наступит уголовная ответственность в виде лешения свободы до дух лет.

Как упоминалась выше относительно фото-видео съемки - если в кадры попали секретные объекты - могут грозить уголовное наказание за шпионаж или незаконное получение информации, составляющей гостайну.

 

 

 

Кстати! Хорошая новость, прям ложка меда. Помимо обязанностей у оператора БПЛА, а в законе именуемого Командиром БВС есть и права.

в ст. 58.1 Воздушного кодекса прописаны "Права командира беспилотного воздушного судна":

Командир беспилотного воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета беспилотного воздушного судна.

2.Страхование ответственности

Практически страхование ответственности оператора БПЛА сходно со страхованием ответственности АВТОвладельца. Представленные на рынке страховые компании предлагают программы стрхования как самих "бортов", так и ответственность их использования. Владелец БПЛА может затраховать и поломку и потерю дрона. О прецедентах получения возмещений по риску "гражданская ответственность" лично пока не встречался, но думаю не за горами. Для ориентира, достаточно приблизительно, стоимость страхования БПЛА составляет 13-15 % от стоимости.  

Для примера, страхования DJI Avata в конце 2023года на один календарный год при примерной стоимости квадрокоптера DJI Avata – около 55 т.руб.
Стоимость  КАСКО на год составит около 7500 руб. /от 7150 до 8250 в зависимости от комплектации. Аналогично, как с автомобилем. Количество батарей в комплекте, модель пульта, кофр и т.п./
Стоимость ответственности  (ОСАГО) при покрытии 50 тысяч рублей  составит чуть меньше 1000 руб. - 890 рублей.
При покрытии 1000 тысяч – составит 1190
При покрытии 500 тысяч – 4900
Таким образом минимальная сумма страховки каско и осаго = 8340
Оптимально-средняя порядка 13150

 

 

Книги, справочники, руководства, мануалы и инструкции для оператора БПЛА / Словарь / Программы, soft оператора БПЛА /

Контакты: 1. Группа в телеграмм канале: Сыны Отечества 2. Личное общение @SynyOtechestvaRu

Яндекс.Метрика Глобальные проекты: 1. Мемориалы 2. Информаторий на ГЛАВНУЮ БПЛА